Данная памятка разработана для знакомства пациентов или их законных представителей с правами и обязанностями, предусмотренными действующим российским законодательством. В соответствии с установленными нормами, обращаясь в медицинское учреждение на территории РФ, Вы получаете право на:
- уважительное отношение со стороны медперсонала и других сотрудников медицинского центра;
-
возможность выбирать медучреждение и лечащего врача;
-
прохождение медицинских, профилактических, диагностических и реабилитационных процедур в нормальных условиях, соответствующих актуальным гигиеническим и санитарным требованиям;
-
получение консультационной помощи от специалистов;
-
обезболивание во время различных медицинских вмешательств и облегчение болей, непосредственно связанных с болезнью;
-
выбор круга лиц, которым будут передаваться данные о состоянии пациента;
-
получение объективных сведений, связанных с правами и обязанностями пациента, а также с состоянием его здоровья;
-
возможность отказаться от хирургического или другого медицинского вмешательства;
-
защиту информации, входящей во врачебную тайну;
-
возмещение ущерба, причиненного пациенту в процессе получения медпомощи;
-
получение правозащитной помощи от адвоката или законного представителя;
-
встречу со священнослужителем и обеспечение условий для проведения религиозных обрядов при прохождении стационарного лечения (для этого пациенту могут, в том числе, предоставляться отдельные помещения, если это не ведет к нарушениям установленного в медицинском центре внутреннего распорядка).
Помимо перечисленных выше прав у пациентов российских медицинских учреждений есть и предусмотренные законодательством обязанности. К ним, в частности, относятся:
- соблюдение утвержденного внутреннего распорядка медицинского центра;
-
забота о сохранности собственного здоровья, отсутствие действий, которые направлены на нанесение ущерба себе или другим больным;
-
уважение прав всех пациентов, находящихся на лечении, а также персонала медицинского учреждения;
-
своевременное информирование сотрудников медицинского центра о непонимании запланированных медицинских вмешательств;
-
соблюдение правил поведения в медучреждении и установленного врачом лечебного режима, в том числе во время зафиксированной нетрудоспособности;
-
своевременное посещение приемов и предписанных процедур, а также заблаговременное предупреждение сотрудников медицинского центра в случае невозможности это сделать;
-
выполнение врачебных предписаний и своевременное информирование о прекращении лечебных процедур или об обращении к другим специалистам в связи с возникновением новых проблем;
-
оперативное сообщение персоналу медицинского учреждения о появлении осложнений или отклонений, если они будут замечены как в процессе получения лечения, так и после него;
-
прохождение медосмотров в соответствии с действующими законами РФ;
-
получение медицинской помощи при наличии заболеваний, которые официально считаются представляющими опасность для окружающих.
В действующем законодательстве предусмотрено несколько форматов ответственности, которую пациент может нести в процессе получения медпомощи. В частности, в Гражданском кодексе РФ зафиксированы следующие положения:
- пациент или его законный представитель не должны допускать злоупотреблений своими правами, которые могут привести к нарушению законных интересов других граждан (статья 10 ГК РФ);
-
если пациент или его законный представитель нанесли материальный ущерб медицинскому учреждению, они обязаны его возместить (статья 1064 ГК РФ).
В соответствии с 20-ой статьей ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 года, для проведения медицинского вмешательства необходимо предварительно получить информированное добровольное согласие от самого пациента или от его представителя, определенного в предусмотренном законом порядке. Больной соглашается на рекомендованную врачом операцию после получения данных о методах лечения, целях процедуры, возможных последствиях и риске для здоровья, который она может за собой повлечь. Кроме того, медработник должен в доступной для понимания форме рассказать пациенту об альтернативных вариантах и о прогнозируемых последствиях вмешательства.
Получение от больного или его представителя информированного добровольного согласия – это обязательное условие для оказания медпомощи. Исключение делается только в случаях, оговоренных в тексте ФЗ № 323.
В медицинском центре «Консультант» работают врачи, медсестры и обслуживающий персонал с высокой квалификацией. Сотрудники учреждения внимательно относятся ко всем пациентам и руководствуются современными стандартами качества оказания медпомощи.
Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, можно обратиться в следующие инстанции:
- администрацию медицинского учреждения;
-
общество защиты прав потребителей медицинских услуг;
-
врачебные и другие медицинские профильные ассоциации;
-
иные инстанции, занимающиеся защитой прав пациентов, в том числе в суды разных уровней.